Ветрогенератор на основе мотора на постоянных магнитах
— Ветрогенератор на основе мотора на постоянных магнитах
— Мини ветротурбина на основе низковольтного мотора постоянного тока
— Контроллер для ветрогенератора своими руками
— Ветрогенератор своими руками часть 4
Из-за специфики своей профессии я решил приобрести кусочек земли в отдалённом от городов глухом уголке Аризоны. Я астроном, и нуждался в таком месте, где ночные огни городов не мешали бы моему занятию. Но место было настолько диким, что в эти места не вили ни какие линии электропередач, а тянуть сюда электричество нереально и-за стоимости работ.
Но это и хорошо, если нет электричества, значит по ночам не горят фонари и не засвечивают ночное небо. Но всё-же в современной жизни мы уже не можем обходится без электричества, вот и мне надо было чем-то питать свой ноутбук, включать свет и другие не энергоёмкие приборы, которыми мы так привыкли пользоваться в повседневности.
Та местность где я занимался мониторингом небесных тел, довольно открытая и ветра здесь дуют постоянно, и однажды мне пришла идея использовать этот ветер для выработки энергии. Вынашивая план будущей ветроэлектростанции я стал бороздить интернет в поисках нужной информации. Первое с чем мне надо было определится, это с генератором. После непродолжительных поисков пришел к некоторым выводам.
В основном для построения микро турбин многие предпочитают использовать моторы от накопителей на магнитной ленте от старых компьютеров.Эти моторчики на постоянных магнитах, достаточно тихоходны для применения в ветряках. Лучшими, по видимому, были несколько моторов, выпускавшиеся фирмой Ametek. А наиболее подходящим из них, для использования в качестве генератора, был мотор 99 В DC.
К сожалению, достать такие моторы в наши дни практически невозможно. Хотя есть много других моторов Ametek, некоторые из которых все еще можно приобрести, скажем, на Ebay.Или купить б/у, возможно они ещё у кого-то есть. Вероятно, еще есть немало моторов с постоянными магнитами, разных изготовителей и моделей, которые можно было бы использовать в качестве генераторов.
Но, при выборе мотора помните, что двигатель постоянного тока с постоянными магнитами может работать генератором, но его никогда не конструировали как генератор. Поэтому генераторы из них неважные. Некоторые моторы совсем не годятся. В основном для этих целей пригодны низко-оборотистые моторы. Хотя всё равно при выборе надо тестировать на месте или узнавать подробное описание конструкции данного мотора и по ней судить о его возможности.
Используемые в качестве генераторов, моторы, как правило, вынуждены вращаться со скоростью намного большей, чем та, для которой их рассчитывали. Мотор, который необходимо выбрать, должен быть рассчитан на максимальное напряжение питания, максимальный ток, и иметь минимальную скорость вращения для достижения нужных параметров. Мотор должен выдавать более 12-ти вольт уже при 150-200 об/м, если мотор на это не способен, то лучше его не использовать, так как большую часть времени он будет крутиться в холостую и не сможет заряжать аккумулятор.
В поисках электромотора я прочитал множество информации о подобных ветрогенераторах на основе моторов постоянного тока, с возбуждением на постоянных магнитах, и я поступил как другие.На Ebay мне удалось купить подобный мотор всего лишь за $26, купить, этот мотор один из хороших 30-вольтовых низкооборотных моторов фирмы Ametek.Эти моторы пользуются у любителей конструирования стабильным спросом, в основном для построения портативных ветроустановок. Тык-же подходят подобные моторы и других фирм.
После покупки я сразу-же решил его покрутить и посмотреть на что он способен. При кручении от руки я смог зажечь автомобильную лампочку на 12 вольт, и она достаточно ярко светилась. Далее я решил покрутить мотор дрелью и посмотреть на каких оборотах какой ток он выдаёт. После некоторых экспериментов я убедился в работоспособности данного мотора и принялся за обдумывание и построение самой ветроустановки.
На фото сам электромотор, по размерам достаточно компактен, надёжен, и имеет приемлемый вес для данной мощности.Примечательно и то, что мотор в режиме генератора выдаёт постоянное напряжение, а не переменное.
Далее я принялся за поиск информации по построению лопастей. Для больших ветряков в основном используют деревянные лопасти, но этот вариант я исключил ввиду трудоёмкости и сложности процесса изготовления и последующей балансировки таких лопастей. Я пошел простым путём и решил повторить простое и приемлемое для меня решение, это изготовление лопастей из труб ПВХ, но я не стал использовать ПВХ, и нашел более лучшее решение. Я приобрёл кусок угле-пластиковой трубы диаметром 150мм, она такая-же ка ПВХ, но более лёгкая и прочная.
Посмотрел в сети подобные конструкции, в которых применяются подобные лопасти и сделал примерно то-же, но немного увеличил длину лопастей. Трубу я разрезал на 4 одинаковые части, сделал одну лопасть, и уже по ней изготовил ещё три лопасти. Ставить на мотор-генератор я буду три лопасти, и одна про-запас на случай поломки основных. Лопасти после вырезания по краям отшлифовал для придания более гладкой и красивой формы.
Теперь лопасти надо было как-то закрепить на валу мотор-генератора. Для этого я решил покататься у себя в закромах, под руки попался вот такой зубчатый диск, который идеально садился на вал, но его диаметр был маловат и продолжив поиски наткнулся на алюминиевый диск, который хорошо подходил для крепления лопастей. Долго не думая я решил объединить два эти диска, чтобы один садился на вал генератора, а другой держал лопасти. Просверлив отверстия с помощью болтиков я соеденил две детальки в единое крепление для лопастей.
В магазине мне попались вот такие чашечки из ПВХ, идеально подходящие для того чтобы закрыть болтики и быть обтекателем. Но на форумах писали что обтекатели снижают мощность пропуская поток ветра , а открытый механизм крепления лопастей вроде-бы задерживает ветровой поток и он дополнительно давит на лопасти добавляя мощность, что-ж проверим это утверждение.